НЕ ПРОПУСТИТЕ!
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ КОНЦЕРТА - 02 марта 2023 года
#ПермскийКрай #УсольскийРайон
#УсольскийДомНародногоТворчества
#виртуальныйзалУсолье #пермскаяфилармония #московскаяфилармонияВозрастное ограничение 6+
Дата: 02.03.2023
Время: 19:00
Место проведения:
УСОЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫXIII фестиваль Дениса Мацуева
Российский национальный молодежный симфонический оркестр и Денис Мацуев (фортепиано)
Дирижер – Филипп Селиванов
Солисты:
Анна Савкина, скрипка
Полина Тхай, виолончель
Екатерина Мочалова, домра
Денис Мацуев, фортепиано
В
программе Симфонического концерта – чарующая классика. Прозвучат
сочинения Паганини, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова и Шостаковича.
В
сопровождении Российского национального молодежного симфонического
оркестра выступят солисты, лауреаты международных конкурсов: Анна
Савкина (скрипка), Полина Тхай (виолончель), Екатерина Мочалова (домра) и
Денис Мацуев (фортепиано). Дирижер – золотой медалист Первого
Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В.
Рахманинова Филипп Селиванов.
Концерт откроется симфонической фантазией Сергея Рахманинова «Утёс».
Необыкновенное
по красоте произведение было написано летом 1893 года. Эпиграфом к
своему сочинению 20-летний композитор избрал начальные слова
стихотворения Лермонтова «Утёс»: «Ночевала тучка золотая на груди утёса
великана…». На подаренном А.П. Чехову печатном экземпляре фантазии,
значится: «Автору рассказа «На пути», содержание которого с тем же
эпиграфом послужило программой этому музыкальному сочинению». Рассказ
Чехова «На пути» повествует о случайной мимолетной встрече на почтовой
станции немолодого, много пережившего мужчины и юной девушки. Во многом
близкими оказались Рахманинову и образ беспокойного «вечного странника»,
и тема несбыточной любви. Композитор стремился передать состояние
глубокой тоски, соединённой со жгучей жаждой радости и счастья, которое
испытывает чеховский герой. Симфоническая фантазия насыщена яркими
образами и постоянным движением.
Концерт для скрипки с оркестром
ми минор Феликса Мендельсона – выдающееся явление в мировой скрипичной
литературе. «Самым душевным, жемчужиной сердца», – назвал этот
гениальный концерт знаменитый скрипач Йозеф Иоахим. В произведении
изумительной красоты Мендельсон проявил лучшие черты своего дарования:
простоту, искренность лирического высказывания и богатый мелодизм. Этот
концерт присутствует в репертуаре всех скрипачей мира. На фестивальном
вечере солирующую партию в нём исполнит Анна Савкина – лучшая выпускница
Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (2018).
Удостоена высших наград на многих престижных международных конкурсах
скрипачей. Солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки, гастролирует с
сольными концертами в России и за рубежом.
Виолончелистка Полина Тхай в сопровождении Оркестра исполнит два известнейших сочинения Петра Ильича Чайковского.
Знаменитая
«Мелодия» для скрипки с оркестром Чайковского прозвучит в переложении
для виолончели. Скрипичная «Мелодия» в звучании виолончели с её мягким,
бархатным, задушевным тембром не теряет своей органичности, а обретает
новое дыхание, новую жизнь. «Мелодия» входит в цикл пьес «Воспоминание о
дорогом месте»; цикл написан в 1878 году по просьбе Н.Ф. фон Мекк и
назван так в память о пребывании композитора в её имении.
«Pezzo
Capriccioso» для виолончели с оркестром Чайковский сочинил за одну
неделю, летом 1887 года. Название «Pezzo Capriccioso» можно перевести
как «причудливая пьеса». Вопреки названию пьеса написана в мрачной
тональности си минор. Это эффектное сочинение, сочетающее в себе
мелодические и виртуозные качества, производит сильнейшее впечатление и
пользуется большой популярностью. С первых лет существования
Международного конкурса им. П.И. Чайковского «Pezzo Capriccioso» стало
незаменимой частью программы состязания виолончелистов.
Полина
Тхай – талантливая 15-летняя виолончелистка, ученица Центральной
музыкальной школы при Московской консерватории. Лауреат Международного
юношеского конкурса П.И. Чайковского (2 премия, 2023) и других
всероссийских и международных конкурсов молодых исполнителей.
В
переложении для домры и оркестра прозвучат произведения Шостаковича и
Паганини. Солисткой выступит Екатерина Мочалова – одна из лучших
исполнительниц на домре и мандолине, победительница международных
конкурсов. Концертмейстер Национального академического оркестра народных
инструментов России имени Н.П. Осипова, доцент Российской академии
музыки имени Гнесиных.
Будет исполнена Бурлеска – 4-я,
заключительная часть Концерта № 1 для скрипки с оркестром ля минор
Дмитрия Шостаковича. Одна из главных идей концерта, написанного в
послевоенное время, в 1948 году, была идея преодоления человеком тяжелых
жизненных обстоятельств. Из-за враждебного окружения и жесточайшей
цензуры Шостакович смог опубликовать концерт только после смерти
Сталина, с наступлением оттепели. Концерт впервые прозвучал в 1955 году,
в Ленинграде. Финальная часть концерта – Бурлеска, с очень сложной
солирующей партией, которая требует от исполнителя огромных
эмоциональных и физических усилий.
«Венецианский карнавал» – одно
из самых прославленных творений Никколо Паганини. Его называют
«энциклопедией скрипичной техники». В основе произведения лежит народная
тема (песня O mamma, mamma cara), поэтому оно замечательно звучит на
домре. Екатерина Мочалова играет адаптированный вариант для домры,
добавляя свои пассажи и украшения. По мнению виртуозной исполнительницы,
«на домре приятно играть опусы Паганини, ведь его первым инструментом
была не скрипка, а именно мандолина».
Романтическая «Рапсодия на
тему Паганини» для фортепиано с оркестром – одно из самых ярких
произведений Сергея Рахманинова. Представляет собой 24 вариации на тему
Каприса №24 известного итальянского скрипача и композитора Никколо
Паганини. Произведение, созданное в 1934 году, до сих пор поражает
воображение и музыкантов, и слушателей. Солистом выступит лидер и
вдохновитель этого фестиваля, один из лучших пианистов современности,
победитель XI Международного конкурса им. П. И. Чайковского, народный
артист России Денис Мацуев.
ПРОГРАММА
1 ОТДЕЛЕНИЕ
С. Рахманинов. Симфоническая фантазия «Утес», соч. 7;
Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64.
2 ОТДЕЛЕНИЕ
П. Чайковский. Мелодия для скрипки с оркестром, соч. 42 (переложение для виолончели с оркестром);
П. Чайковский. Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром, соч. 62;
Д. Шостакович. Бурлеска из Концерта для скрипки с оркестром №1 ля минор, соч. 99 (переложение для домры с оркестром);
Н. Паганини. Венецианский карнавал (переложение для домры с оркестром);
С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, соч. 43.